Композиция в интерьере: основы дизайна +70 фото

Дизайн интерьера — базовые принципы

Понимая основные принципы, с помощью которых создается дизайн интерьера, любое пространство можно превратить в сказочную среду. Наверняка вы знаете, каково это, когда находишься в хорошо продуманном помещении. Когда буквально ощущаешь, как всё связано друг с другом, дополняет друг друга и сплоченно работает вместе для нашего с вами удовольствия. А если смотришь на каждый предмет обстановки отдельно, то невольно замечаешь, что он здесь «в самый раз». Желаете достичь такого эффекта в своем собственном доме? Тогда ознакомьтесь со следующими принципами дизайна интерьера. Объедините эти знания с практикой и экспериментами, и вы, несомненно, найдете свой путь создания красивого пространства.

1. Баланс

В дизайне баланс создает ощущение равновесия. Речь идет о выравнивании или аппроксимации визуального веса различных объектов. При этом баланс создается не только через их форму, но и через цвет, рисунок и текстуру.

Что такое визуальный вес? Взять, например, две одинаковые ваза в белом и черном цвете — разве одинаково они будут смотреться на одном и том же фоне? Есть много способов заставить объект выглядеть тяжелее или легче, чем он есть на самом деле. Вот основные из них:

  1. темные тона, яркие, насыщенные цвета и теплые оттенки придают предметам больший вес, чем это делают светлые тона, холодные оттенки и приглушенные цвета;
  2. тяжелые или необычные узоры и формы также имеют больший визуальный вес, поскольку привлекают на себя больше внимания;
  3. прозрачные тела и отражающие поверхности всегда выглядят легче;
  4. текстурные поверхности визуально весят больше, чем гладкие.

Есть три различных вида баланса в интерьере:

  • симметричный или формальный — баланс, который необходимо соблюдать при создании традиционных или формальных пространств. Для этого помещение равномерно разделяется на две стороны, которые отражают друг друга. При этом приветствуется различие между сторонами в некоторых мелких деталях. Если же вы предпочтете не рисковать и сделаете обе стороны абсолютно одинаковыми, то ваша комната может стать монотонной и скучной.

Дизайн интерьера — симметричный баланс

Дизайн интерьера — симметричный баланс

Дизайн интерьера — симметричный баланс

  • асимметричный или неофициальный — баланс, в котором все линии, краски, формы и текстуры сбалансированы без точного дублирования. Создание такого баланса является более сложным, но и более интересным. Например, диван с одной стороны помещения можно сбалансировать путем размещения рояля на другой его стороне.

Дизайн интерьера — асимметричный баланс

Дизайн интерьера — асимметричный баланс

  • радиальный — баланс, который достигается с помощью центрального объекта и все остальных элементов, расположенных вокруг него. Примером здесь может служить круглый обеденный стол со стульями вокруг него и шкафчиками для посуды, расположенными у стен по обе стороны комнаты.

Дизайн интерьера — радиальный баланс

2. Ритм

Как и в музыке, ритм в дизайне интерьеров создает повторяющиеся мотивы и контрасты для повышения визуального интереса. Вы можете добиться этого, чередуя одни и те же краски, формы и узоры через определенные интервалы (расстояния). Целью этого является заставить глаза переходить по комнате.

Например, вы можете установить определенный ритм, используя один и тот же узор на диванных подушках, потом поднять его на картину на стене и еще раз повторить его на ковре в другом конце комнаты. Обежав комнату глазами и заметив одинаковые узоры по всему её периметру, человек сможет ощутить целостность дизайна этого интерьера.

Дизайн интерьера — ритм

Дизайн интерьера — ритм

Дизайн интерьера — ритм

3. Гармония

Гармония в интерьере создается, когда все его элементы взаимодействуют вместе, чтобы нести единое сообщение. Так же, как ритм может создавать ажиотаж, гармония приносит ощущение спокойствия. Например, вы можете создать гармонию, используя в дизайне только один цвет, даже если все объекты сильно отличаются по форме, размеру и текстуре.

Дизайн интерьера — гармония

4. Акцент

Комната, где все имеет равное значение, будет казаться либо рассеянной, либо скучной. Вам нужно на чем-то акцентировать внимание. Архитектурные пространства часто имеют так называемые «точки интереса», например, камин или окно с красивым видом.

Дизайн интерьера — акцент

Дизайн интерьера — акцент

Дизайн интерьера — акцент

Дизайн интерьера — акцент

5. Пропорции и масштаб

Пропорция представляет собой отношение между размерами двух объектов, а масштаб — это как размер одного объекта относится к другому или же к пространству, в котором он размещен. Например, большая секционная мягкая мебель в маленькой комнате будет выглядеть неуместно, занимая большую её часть, и оставляя место лишь для маленького журнального столика и комода.

Почему так? Некоторые пропорциональные отношения между объектами или объектом и пространством являются более приятными, чем другие. Древние греки придумали золотое правило, которое приводит все пропорции к одной простой формуле: отношение меньшего объекта к большему должно быть таким же, как отношение большего объекта к пространству в целом. Эта пропорция присутствует и в природе, откуда её заимствуют все художники и архитекторы.

Составление декоративной композиции

Декоративная композиция

Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие. От латинского decoro – украшаю. То есть декоративная композиция ставит своей целью украшать предметы, интерьер, элементы одежды и прочее.

Однако, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязь между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.

Сочинение композиции:

1. Понятие композиционного центра

Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.

Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:

– расположение на плоскости;

Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции.

Без центра композиция является фрагментарной и не может считаться завершенной. В декоративно-прикладном искусстве также может встречаться «ковровая композиция», когда какой-либо орнамент повторяется бесконечное количество раз (раппорт) и композиция не имеет центра (текстиль, обои и тому подобное). Но, как правило, орнамент является лишь частью композиции и входит в нее как элемент украшения. Например, в работе Альфонса Мухи «Мечтательность» композиционным центром является девушка, а растительный повторяющийся орнамент служит дополнением к образу.

В станковой композиции действуют те же принципы и законы. Например, работа А.А. Иванова «Явление Христа народу» — фигура Христа расположена обособлено, она небольшая по сравнению с монолитной группой людей на переднем плане. Взгляд зрителя направляется на фигуру Христа от левого нижнего края картины вправо вверх к композиционному центру.

При составлении композиции (станковой и декоративной) художник должен позаботиться о том, чтобы у зрителя не возникало вопроса: что является главным в работе. Приведем и плохой пример с отсутствием центра – работа разваливается, становится дробной, и не ясно, ради чего она создавалась.

2. Организация пространства композиции

Один из способов взаимосвязи предметов между собой является членение плоскости на части. Существует множество способов, о которых можно прочитать в соответствующей литературе (рекомендую книгу Н.М. Логвиненко «Декоративная композиция»), но поделюсь самым простым способом, которым активно пользуюсь непосредственно я при работе над композицией – наложение плоскостей друг на друга.

А) Очерчиваем пространство будущей композиции – ограничиваемся неким форматом, он может быть горизонтальный, вертикальный и так далее.

Б) Предположим, что я создаю композицию на основе прямоугольников (можно сочетать прямоугольники и квадраты, треугольники и круги, это зависит от вашей задумки, главное, чтобы это были простые геометрические формы). На рисунке вы видите, что в пределах заданного формата я нарисовала пять прямоугольников.

В) Если эти прямоугольники воспринять как цветные листы бумаги наложенные друг на друга, то мы не увидим пересекающихся граней. Явление наложения объектов друг на друга с прорисовкой видимых и невидимых граней объекта называется оверлеппингом (при этом становится не ясно, какой из объектов находится на переднем плане, а какой на заднем).

Г) Когда грани объекта видны, мы может произвольно убирать какие-то из них и показывать, как накладывается один прямоугольников на другой, а также делать «врезки» прямоугольников друг в друга, либо оставить пересечение объектов.

Д) Когда плоскость организована, можно заполнять образовавшиеся прямоугольники цветом, орнаментом, фактурой, а также определить центр композиции.

Ж) Важно! При выборе орнаментов или фактур для вашей композиции необходимо чтобы один и тот же орнамент повторился хотя бы два раза. Все это направлено на достижение равновесия. Если один орнамент, например, кружки, находится слева, то такой же точно орнамент где-то должен повториться справа в композиции. Желательно использовать не более четырех разных фактур или орнаментов в одной композиции. Если вы опытный композитор, то можно брать и больше, но есть риск получить дробную негармоничную работу.

З) То же правило касается и цвета, если слева есть, например, желтый цвет, то он должен откликнуться и справа.

И) Центр композиции, как мы уже говорили выше, должен хорошо просматриваться и не вызывать вопроса – центр ли это? Центр также может быть врезан в композицию или линии плоскости могут пересекать его, либо он может быть просто наложен поверх линий плоскости.

К) При выборе орнаментов также не стоит увлекаться слишком большим разнообразием. Все орнаменты должны подходить друг к другу, например, по форме. Также орнамент должен соответствовать центру и находиться с ним в гармонии.

3. Стилизация природных форм

Стилизации посвящено много различной литературы. Здесь я хотела бы отметить лишь то, что при выполнении стилизации и включении стилизованных объектов в композицию, необходимо обратить внимание на выявлении аналогов между изображаемыми объектами. Плавные изогнутые линии сочетаются с круглыми, спиралевидными, овальными формами. Резкие угловатые, зигзагообразные линии соответствуют треугольным, квадратным формам. Это необходимо учитывать при построении композиции и выборе орнаментов. Опять же обратимся к работам чешского художника. Пластика линий тела девушки соотносится с пластикой растительных орнаментов, что усиливает ощущение плавности, тягучести, женственности изображаемых форм.

Про композицию можно говорить бесконечно долго, я постаралась в данной статье, максимально кратко сказать об основных моментах, без учета которых сложно скомпоновать и связать объекты между собой. Надеюсь, статья пригодится мастерам, ведь если не думать о композиции в произведении, то и произведения не получится. Успехов в творчестве!

Читайте также:  Дизайн интерьера 3D - обзор программ для проектирования интерьера

Яркие акценты в интерьере – как придать живость оформлению квартиры

Многим известно, что если добавить хоть немного ярких элементов, можно создать особое настроение, живость интерьера и сделать его намного эффектнее и интереснее. Стоит отметить, что цветовые акценты – это те предметы, которые относятся к палитре, отличающейся хотя бы немного от основного фона.

Такими предметами могут быть и всевозможные элементы декора, и различный текстиль, и мебель, и какие-либо аксессуары. Если есть желание придать интерьеру живость и разбавить привычное оформление яркими красками, то нужно знать несколько важных моментов.

Музей Дизайна вновь спешит поделиться с вами своими секретами!

1.Стоит просветить обывателей о правиле цветового баланса, которое звучит примерно так: «60-30-10».

То есть, нужно помнить, что в помещении 60% должно отдаваться основному цвету, 30% – дополнительному и 10% – акцентному.

2.Главный и дополнительный цвет обязательно должен быть нейтральным, а для акцента лучше воспользоваться яркими и насыщенными тонами.
3.Если в интерьере нет добавочного цвета, то акцентный можно взять в соотношении большем, чем 10%.
4.Всегда нужно помнить, что ярких элементов не должно быть чересчур много.
5.Если интерьер выполнен в нейтральных или очень светлых тонах, то можно воспользоваться акцентами нескольких цветов. Но очень важно, чтобы они сочетались по яркости и насыщенности.
6.Может быть и такое, что одного яркого акцента будет вполне достаточно. Но в этом случае деталь, привлекающая к себе внимание, должна быть достаточно крупной или эффектной. Это может быть, например, диван или люстра.
7.Нужно помнить: чем меньше используется яркий акцентный цвет, тем больше он будет привлекать к себе внимание и выделяться.

А теперь стоит обратить внимание на то, как правильно выбрать гамму

Во-первых, не стоит использовать другой оттенок. Нужно делать ставку именно на цвет. А во-вторых, вот несколько комбинаций на выбор:

1.Тепло – холодно.

В данном случае нужно знать, что если в помещении отдаётся предпочтение тёплым тонам (например, персиковому, бежевому, жёлтому или оранжевому), то лучше всего для акцентного цвета выбирать холодные тона. И наоборот. Таким образом, в помещении будет как «тепло», так и «холодно».

2.Дополняющая схема.

С помощью этого приёма человек заряжается очень мощной энергетикой, поэтому такая схема будет более уместна в гостиной, кухне или игровой комнате. В этом случае дополнительными цветами будут выступать те, которые в спектральном круге стоят напротив друг друга.

Акцентным тоном здесь будет тот, который является дополнительным для основного. То есть, например, если комната выдержана в оранжевых оттенках, для акцентных цветов можно использовать синий или голубой.

3.Аналоговая схема.

Он более уместен для комнат, обладающих спокойствием. Например, для спальни, библиотеки или комнаты отдыха. Здесь всегда царят только уют и умиротворение. В связи с этим в качестве акцентного цвета будет выступать тот, который находится по спектру круге рядом с основным или дополнительным.

Например, если комната выдержана в голубых оттенках, акцент можно сделать на зелёных или светло-фиолетовых.

4.Акценты в нейтральной среде.

Это означает, что для комнат, выполненных в белых, серых, чёрных, коричневых и бежевых красках, можно использовать любой цвет для воплощения выразительных средств. Если есть желание, можно взять не один, а несколько акцентов.

Все эти варианты наглядно представлены на фото:

Как использовать золотое сечение в домашнем интерьере

Есть ли практический житейский смысл в пифагоровых расчетах и числах Фибоначчи, и как их учесть на практике при создании дизайн-проекта?

На фото: Парфенон, Акрополь в Афинах

Природная гармония
В природе существует удивительная пропорция, которая многократно повторяется в самых разных живых структурах — строении раковин, рисунке волокон деревьев, расположении лепестков цветов, строении человеческого тела и даже в расположении планет. Чудесная способность этой пропорции сообщать творению человеческих рук гармонию, заложенную в самой природе, с глубокой древности привлекала ученых, художников, строителей и философов. Мы найдем ее в пирамиде Хеопса и в афинском Парфеноне, в мечети Тадж-Махал и в европейских средневековых соборах, в работах Леонардо да Винчи и Микеланджело.

На фото: «Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Что же такое золотое сечение?
Великий греческий философ и математик Пифагор вывел формулу «божественной» пропорции, определив ее как деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей так же, как большая относится к целому. Он назвал это соотношение золотой серединой, золотым сечением, или золотым прямоугольником.

Если взять за целое единицу, то большая часть в этой пропорции будет приближена к 0,618 от целого, а меньшая — к 0,382, или 1:0,618 = 0,618:0,382. Числовое выражение этой классической пропорции 1:1,618, дающее число 0,618, а точнее, бесконечный ряд после запятой — 0,618046971…

Спираль золотого сечения
Золотое сечение напрямую связано с рядом Фибоначчи, названным по имени открывшего его крупнейшего математика средневековой Европы (XII-XIII веков) Леонардо Пизанского, известного как Фибоначчи.

В этом ряду каждый последовательный элемент равняется сумме двух предыдущих: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233… Отношение каждого числа к последующему по увеличению порядкового номера все больше и больше стремится к числу 0,618, то есть к отношению золотого сечения. Собственно, золотое сечение и есть взаимосвязь между двумя числами в последовательности Фибоначчи. Построение этой последовательности в масштабе дает бесконечные спирали, нередко наблюдаемые в живой природе.

На фото: Модулор — антропометричная система пропорций, созданная Ле Корбюзье на основе золотого сечения и среднего роста человека с поднятой рукой. Использовалась для создания соразмерных человеку жилых пространств.

Соотношение чисел в золотом сечении Пифагор считал идеальным для благополучия людей. Он утверждал, что пропорции, которые выражают естественную гармонию природы, можно и нужно использовать при проектировании дома и сада: они доставляют удовольствие человеческому глазу, радуют душу и психику.

Неудивительно, что пространство, организованное в соответствии с золотым сечением, исполнено гармонии и создает тонкий, невидимый глазу настрой, который позволяет нам максимально расслабиться и почувствовать себя комфортно.

На фото: Вилла Ла Рош в пригороде Парижа (архитектор Ле Корбюзье). Большой зал, построенный с помощью пропорций Модулора

Как использовать золотые пропорции в нашем доме?
Если мы только собираемся строить дом, можно заложить соотношения золотого сечения при проектировании. Но что делать, если уже есть жилье с заданными параметрами? Даже в этом случае можно многое изменить. Начать стоит с установки модуля — условной единицы, к которой мы привяжем основные размеры и деление пространства. Можно использовать в качестве модуля свой рост или число, приближенное к нему, и «подогнать» пространство под себя. Или взять за модуль торцевую, узкую сторону в прямоугольной комнате и на основе этого модуля вычислить остальные значения. Например, сторона торца комнаты равна 3 м, или 300 см. Проще всего сразу рассчитать ряд Фибоначчи для своего помещения и оперировать полученными числами. Для этого выполним последовательное умножение нашего модуля на 0,618 (300 x 0,618). Получилась следующая цепочка чисел: 300; 185,4; 114,57; 70,8; 43,75; 27,04; 16,71; 10,33 (см) и т.д. Теперь округлим числа: 300, 185,4; 114,6; 70,8; 43,7; 27; 16,7; 10,3; 6,3 см. Полученные «золотые отрезки» можно использовать повсюду — в расстановке мебели, декорировании стен и даже при высадке растений в саду.

1. Прямоугольник золотого сечения
Для выделения в прямоугольной комнате зоны золотого сечения нужно найти длину основной стороны. У нас есть торцевая стена 300 см, дальше прибавляем к модулю 300 см следующее по ряду Фибоначчи число (300 + 185,4 = 485,4) и получаем вторую сторону золотого прямоугольника — 485,4 см. Или же можно разделить число модуля 300 см на 0,618 (300 : 0,618 = 485,4).

Иногда проще и быстрее построить золотое сечение графически, ничего не высчитывая. Прямоугольник золотого сечения содержит в себе квадрат и малый прямоугольник, относящиеся друг к другу как 0,618 к 0,382. Если сторона торца комнаты — 3 м, значит, на полу мы строим квадрат со стороной 3 м. Далее делим квадрат пополам вертикальной линией так, чтобы получилось два прямоугольника.

В одном прямоугольнике мы проведем линию, соединив противоположные углы. Теперь отложим циркулем отрезок, равный линии внутри прямоугольника, и развернем его на горизонтальной прямой.
Так мы построили еще один прямоугольник, который соотносится с предыдущим как 0,618:0,382. В итоге получаем общий золотой прямоугольник и деление внутри него на две неравные зоны.

2. Соотношение цвета в комнате по правилу золотого сечения
Не стоит забывать, что использование цвета по правилу золотого сечения так же предполагает соотношение двух третей. Доминирующий цвет должен занимать около 60% комнаты, основной сопровождающий — около 30%, и последний, дополнительный — всего 10% (обычно он используется для аккомпанирующего декора).

Конечно, эти соотношения приблизительны, а дополнительные цвета могут включать несколько оттенков, но основной принцип должен сохраняться. Можно выбрать мягкий тональный переход в пределах одного цвета или яркий контрастный аккорд — все зависит от концепции дизайна помещения.

3. Пример «крещендо» в композиции интерьера
Главная фокусная точка, наибольшая насыщенность меблировки, освещения и декора должны приходиться на большую часть нашего прямоугольника. Меньшая часть может поддерживать тему, став своего рода аккомпанементом. Вообще, любая композиция должна иметь динамику.

Развитие темы происходит постепенно и поступательно, с нарастанием звучания. При этом кульминация, высшая точка сюжета приходится на вторую треть от начала темы (0,618 от всего пространства), а затем идет ее мягкое ослабление.

4. Деление стены без филенок и плинтусов по принципу золотого сечения
А что делать с высотой потолка? Идеально, если при нашем модуле 300 см высота потолка тоже окажется 300 см, войдя в ряд Фибоначчи. Если вдруг высота потолка будет близкой к 280 см, то имеет смысл именно ее сделать модулем для всего помещения. В этом случае в полученный нами ряд Фибоначчи войдет значение 173 см (280, 173 и т.д.), которое является числом среднего роста человека.

Но, предположим, мы оставили модуль 300 см как приемлемый, а высота потолка — 260 см (и этого числа нет в выведенной нами последовательности). Прежде всего, нужно определиться, будет ли стена иметь какое-либо деление по горизонтали или предполагается единым целым, без карниза, фриза и плинтуса.

Если мы оставляем стену единым целым, принцип золотого сечения можно применить, например, к расстановке мебели или развеске панно. В этом случае стоит сделать основной цвет стен максимально нейтральным, тогда на первый план выйдут декоративные пятна, организованные нами с помощью золотой пропорции.

Читайте также:  Дизайн молодежной комнаты: оформление интерьера +55 фото

5. Соответствие высоты мебели линии цокольной части стены
Если мы делим стену на нижнюю часть и зону верхнего фриза, то в классическом варианте разделительный бордюр, проходящий по периметру комнаты, обычно располагается на высоте 75-100 см от пола (именно на эти размеры ориентированы мебельные фабрики). В нашем «золотом» ряду есть выбор между числами 114,6 и 70,8. Можно выбрать число 70,8, сделав его нижней линией бордюра.

Сам бордюр не должен быть массивным, для его ширины вполне подойдут значения 10,3 или 16,7 см. Таким образом, к уже имеющейся нижней линии бордюра на высоте 70,8 см от пола мы получим высоту верхней линии бордюра – либо 81,1, либо 87,5. Эти линии отметят границу цокольной зоны стены. В идеале к ней должна стремиться высота кресел и стульев мебельного гарнитура, а также невысоких элементов мебели, таких, как комоды и тумбочки.

При выборе ширины плинтуса и ширины карниза мы берем числа из того же «золотого» ряда: 16,7, 10,3, 6,3 см. Выбор будет зависеть от ширины бордюра и от других элементов декора.

7. Правило 2/3
То же золотое правило двух третей (в каждом случае числа из нашего ряда Фибоначчи помогут составить более точную пропорцию) позволит правильно расположить все элементы декора интерьера. На высоте приблизительно 2/3 от общей высоты пространства наиболее гармонично будут смотреться подвесные светильники, диван не должен занимать больше 2/3 отведенного ему простенка, а журнальный столик не должен быть больше 2/3 дивана.

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Дизайнеры, используете ли вы золотое сечение в собственных интерьерных проектах? Поделитесь с нами в комментариях.

Композиция в интерьере: основы дизайна +70 фото

Продолжительность: 3,5 месяца (214 ак. ч)
Режим занятий: 4 раза в неделю по 4 ак. часа в будни, 2 раза в неделю по 8 ак. часов (суббота, воскресенье)
Аттестационный документ: сертификат

Программа подготовки “Основы дизайна интерьера” в Школе дизайна рассчитана на обучение “с нуля”. Обучающиеся получают основные теоретические знания в области дизайна интерьера, осваивают методы дизайнерского проектирования и разрабатывают дизайн-проект квартиры-студии.

1. Теоретические основы дизайна интерьера

  • Дизайн интерьера в контексте творческих профессий, особенности в условиях России.
  • Основные планировочные зоны жилого пространства.
  • Конструкции современных многоэтажных зданий: кирпичных, блочных, панельных, каркасных, монолитных. Влияние конструкций на создание внутреннего пространства.
  • Проблемы реконструкции. Соединение квартир по вертикали и горизонтали.
  • Масштабы. Правила изображения планов и нанесения размеров.
  • Современный рынок строительных и отделочных материалов. Критерии выбора.

2. История искусств. Исторические и современные стили

  • Искусство Древнего Египта.
  • Искусство Древней Греции и Рима
  • Романский стиль и готика.
  • Проклассические стили – ренессанс и классицизм.
  • Барокко. Рококо. Пасторальные мотивы правления Людовика XV. Камерный интерьер в составе анфилады. Гипс и дерево как два интерьерных полюса рококо.
  • Эклектика. Модерн.
  • Предпосылки создания интерьерной культуры 20-го века. Принцип ведущих стран-законодателей моды. США рубежа 19-20 веков и органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. Дома прерий и понятие системы переходных пространств.
  • Конструктивизм Европы и исторические предпосылки его возникновения. Школа «Баухауз». Особенности европейского и американского функционализма. Интерьеры 70-х годов 20-го века. Проиндустриальные и биоморфные интерьеры конца 20-го века. Минимализм и постмодернизм. Этнические интерьеры.

3. Цветоведение и композиция

  • Теория композиции. Основные виды композиции.Законы, средства и типы композиции. Композиционные задачи.
  • Теория цвета. Цветовой круг. Открытые и смешанные цвета. Холодные и тёплые тона. Основные цвета, цвета второго и третьего порядка, дополнительные цвета. Нюансные и контрастные композиции. Технологии смешивания цветов. Цветовые растяжки.
  • Подбор простейших и сложных цветовых гамм для различных типов интерьеров.

4. Текстиль в интерьере

  • Понятие текстильного интерьера. Особенности кроя при создании отдельных элементов интерьера.
  • Декор окон. Ламбрекены, галстуки, сваги, роллы, римские шторы, тканевые слайдинги и др.
  • Разработка декора окон конкретного интерьера.

5. Методы дизайнерского проектирования

  • Основные понятия и термины. Функциональные, инженерно-технические, психофизиологические и эстетические требования к объемно-планировочному решению. Основные виды планировочных систем современного интерьера. Планировка и перепланировка городской квартиры (конструкции, материалы и санитарно-техническое оборудование).
  • Концептуальный подход к созданию дизайн-проекта. Отдельные составляющие дизайн-проекта и законы их влияния на конечный результат. Квартира-студия. История возникновения и эволюция в течение 20-го века.
  • Жилые интерьеры в многоэтажных домах различных конструкций и их перепланировка.

6. Интерьерный скетч, построение перспективы интерьера

  • Основы начертательной геометрии.
  • Фронтальная перспектива интерьера. История. Основные понятия и законы построения. Алгоритм построения.
  • Построение перспективы разработанного интерьера и отдельных элементов в ней.
  • Выполнение образцов различных фактур, предметов интерьера, мебели.

7. Колористика интерьера, графика

  • Графические приемы подачи проекта. Чёрно-белые и цветные зарисовки интерьеров.
  • Применение полученных знаний и навыков в отрисовке интерьера.

8. Компьютерное проектирование

  • Обзор программ, созданных для дизайнеров интерьера. Их краткая характеристика и сопоставление возможностей.
  • Основные панели и инструменты программы ArchiCAD.
  • Построение планов, рабочих чертежей.

9. Тренинг публичного выступления и работы с заказчиком

  • Тренинг по выявлению полярных качеств проекта и принцип его подачи заказчикам при различных условиях. Умение взаимодействовать с заказчиками и умение презентовать себя и свой дизайн-проект.

10. Проектирование жилых интерьеров

  • Выдача технического задания и функциональное зонирование. Анализ особенностей получения заказа на проектирование общественного интерьера. Тендер и различные варианты участия в нём. Специфика составления технического задания.
  • Эскиз-идея жилого пространства. Разработка концептуального решения жилого интерьера с учётом технического задания, архитектурно-конструкторских условий. Создание планировки и проработка отдельных составляющих дизайн-проекта.
  • Рабочий проект. Обмерочные чертежи. Требования к планам до реконструкции, после реконструкции и планам расстановки мебели. Планы полов, потолков и развёртки. Ведомость отделки.
  • Создание пакета технических планов, макетов и эскизов к проектам. Составление портфолио.
СТАРТГРАФИК ЗАНЯТИЙОБЩАЯ СТОИМОСТЬ
18 апрелясуббота, воскресенье 11.25-17.2080 000 руб.*

* на полную оплату курса преодставляется 5% скидка, возможна оплата в рассрочку – 2 выплаты по 27 000 руб. и 1 выплата 26 000 руб.

Композиция в интерьере: основы дизайна +70 фото

В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.

Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

Сюжетный центр и равновесие

У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром. Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте.

В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.

Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.

Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.

Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.

Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).

При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием “Золотого сечения”. Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.

$IMAGE8 -left $Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру. Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали. Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Читайте также:  Уютный интерьер квартиры и дома +75 фото идей по созданию

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

Равновесие на снимке – для чего оно?]

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной. Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.

Самый простой способ уравновесить композицию – расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону – равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Можно применить один из удивительнейших приемов композиции – развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда. Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.

Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.

СОВЕТ. Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.

Важный элемент – задний план . Наш взгляд избирателен, и часто неопытный фотограф видит лишь свой главный объект, но не замечает множества отвлекающих деталей на заднем плане или рядом с сюжетным центром. Очистите кадр от лишних деталей! Посмотрите вокруг и выберите подходящий фон. Возможно, эти проходящие случайные люди сейчас переместятся за край кадра. Ветки деревьев, что «растут» у людей из-за головы и мешают воспринимать объект, можно убрать, слегка сместившись в сторону, и т. д.

Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане).

Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.

Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.

Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.

Ритм . Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.

Композиционные ошибки начинающих фотографов

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные композиционные ошибки, которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.

Обрезанные части людей или достопримечательностей. Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.

Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.

Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.

В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.

Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать – тем более. Расположение по центру кадра – пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.

Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока, бутылка, окурок. ) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.

Пустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона – «Очень одинокий красный петух».

Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов – фотомусора, зачем они нужны – непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.

Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.

Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.

1. Практически во всех фотокамерах в видоискателе (на экране) есть сетка, показывающая линии правила третей, и позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается новичками. Включите отображение сетки. Используйте инструкцию к вашей камере.

2. Просмотрите ваши фото, снятые, например, в вашем крайнем отпуске. Оцените правильность их композиции, найдите ошибки. Перекадрируйте эти снимки в редакторе, если пространство на них позволяет, так, чтобы улучшить композиционное построение.

3. Какие ошибки при съемке размещенных ниже фотографий допустили авторы?

Фото №1

Фото №2

Фото №3

И помните: надо знать законы композиции и соблюдать их, но без фанатизма: иногда их можно и нужно нарушать, иначе все снимки были бы похожи один на другой.

Ваши вопросы по теме занятия и результаты выполнения практического задания мы ждем на форуме сайта.

В следующем уроке №7: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что – лишнее?

Добавить комментарий